D is Daniel
люди, вы космос
21.04.2015 в 22:36
Пишет энтони лашден:

гендерная политика


Недавно мне посчастливилось работать с одним прекрасным документом, который называется «гендерная политика организации». Так как я верю, что все мы можем менять мир к лучшему, мне бы хотелось рассказать о том, почему гендерная политика организации все-таки важная штука, что в нее входит и на чем она основывается. Передо мной стоит очень непростая задача: заставить вас прочитать пост о корпоративной ответственности и корпоративных документах (I AM BORED, JOHN), поэтому, давайте я обрисую вам ситуацию.

У нас есть организация, которая занимается рекрутом супер-шпионов и супер-шпионок. Организация эта существует давно, ее деятельность регулируется указами Королевы и его святейшеством, Колином Фертом, и в своей работе она руководствуются достаточно простыми ориентирами. Компетенции первичны, все остальное – вторично. Звучит прельстиво: любой человек, вне зависимости от своего социального и культурного бэкграунда, может претендовать на то, чтобы получить работу в этом заведении херувимов. Прекрасно.

Мы идем с вами по коридору, где застелен красный бархатный ковер, и попадаем в конференц-зал, где приемная комиссия оценивает новых кандидатов и кандидаток. На вакансию нового агента в Восточной Европе было подано две заявки: одна – от Ильзы Лёнгстром, у которой есть двое детей и страсть к столярничеству, вторая – от Рона Блэка, не женатого любителя Уитмена и обладателя персидского кота. Ильза и Рон одинаково компетентны: у них была полевая практика, были стажировки в лучших группировках ниндзя, они умеют медитировать и готовы полюбить Ивана Дорна, если нужно. Приемная комиссия также считает, что они в равной степени подходят для работы по своему профессиональному опыту. Но вопрос, который они задают Ильзе: «Кто же останется с вашими детьми, когда вы будете на работе?». Почему-то, никто не хочет спросить Рона, что произойдет с его котом во время работы под прикрытием. Ильза, конечно, не может лгать: скорее всего, с детьми останется няня, а она будет стараться совмещать.
«Стараться совмещать…» - повторяют члены комиссии. Это может отвлечь Ильзу от ее работы. Это может (!) во время работы заставить ее думать о детях. Это, не для ушей королевы, может повлиять на ее результативность.
Конечно, чаще всего такая история заканчивается тем, что Ильзу не берут на работу и систематическое неравенство только закрепляется, но мы не в такой истории. Мы в истории, где один из самых волевых и сознательных членов комиссии говорит: «Секундочку, но ведь она профессионалка. А ее столярничество – это куда больший плюс, чем персидский кот. Мне кажется, мы должны нанять именно ее!». После этого, члены комиссии помогают Ильзе подобрать такой рабочий график, чтобы она могла видеться с детьми, и это не мешало бы ее работе. А еще они выделяют ей социальную помощь, направленную на то, чтобы Ильза, будучи матерью-одиночкой, смогла отдать детей в детский сад.

Гендерная политика организации – это такая вещь, которая снижает необходимость быть волевым членом комиссии: она создает регламент деятельности организации таким образом, что у женщин, мужчин и представителей других идентичностей появляются действительно равные возможности для реализации себя. Так как у вас нас разные жизненные обстоятельства, гендерная политика помогает нам интегрировать эти обстоятельства в нашу работу так, чтобы мы могли максимально полно реализовать свой потенциал.

Что такое гендерная политика организации?

Если обратиться к определениям Европейского Союза, то это документ, созданный в соответствии с признанием директората организации концепции гендерного равенства как одного из основополагающих компонентов деятельности этой организации. То есть, если вы считаете, что гендерное равенство, а именно предоставление равных возможностей и равного старта для людей всех идентичностей, – это нечто, чему вы симпатизируете, гендерная политика для вас.

Гендерная политика обычно состоит из нескольких разделов:
1. Обоснование
В этом разделе компания описывает, почему ей важно, чтобы гендерное равенство было включено в ее повестку дня. Например, для ВОЗэто обоснование заключается в том, что у людей из-за гендера неравный доступ к экономическим и социальным благам, а, значит, неравный доступ к медицине и защите своего здоровья.

2. Описание понятий
Гендерное равенство для разных людей означает разные вещи. Все в том же документе о гендерном равенстве Евросоюза , гендерное равенство – это только про женщин и мужчин. А что делать с другими людьми? В этом разделе вы описываете, чего именно вы хотите добиться в своей деятельности: вы хотите усилить роль женщин? Вы хотите внедрить мужчин в социальный сектор? Вы хотите установить эгалитарную коммуникацию в своей компании? Решать вам.

3. Инструментарий
Для того, чтобы гендерная политика, распечатанная на розовом листке, не просто украшала ваш стол, а была реально применима к вашей деятельности, вам нужно подумать, как вы будете ее внедрять в свою работу.
Один из классических ходов – это включать гендерную политику как сквозную тему всей вашей работы. На всех этапах. От разработки дизайна ваших проектов до их оценки.
Почему это важно? Например, все так же сверхсекретная шпионская организация хочет устроить мастер-класс для виджиланте по тому, как стать настоящими защитниками и защитницами своего города (т.е. дать навыки по супергеройству). После прохождение курса, мужчины в своих результатах отмечают, что теперь они меньше боятся злодеев и несправедливости (изменения в себе). Женщины отмечают, что они научились обезвреживать бомбы (навыки), гендерквиры – что они смогли начать работать с медиа для распространения информации о злодеяниях (коммуникация), а агендеры – что они сшили себе костюмы (имидж). Так как целью программы было дать навыки, то, получается, что успешно программу прошли только женщины. На практике, такие результаты часто заканчиваются тем, что в следующие программы по той же тематике женщины приглашаются охотнее, чем все остальные. Справедливо ли это? Не очень.

Гендерная политика позволяет с самого начала создать программу, которая будет учитывать возможную специфику деятельности людей с разными гендерными идентичностями. На этапе разработки дизайна программы вы пишете, что вот, наша организация хочет дать навыки, но мы-то понимаем, что для разных людей важны разные вещи, и мы готовы прислушаться к тому, что кому нужно.
По мере прохождения вашей программы, вы оцениваете ход ее деятельности: вы проводите анкетирование или интервью с теми, кто участвует в программе, и спрашиваете их. «Ну что, как оно? Что вам нравится? Чего не хватает? Что убрать? Что добавить?» - разные потребности, разный социально-культурный багаж и разные условия жизни диктуют очень разные ответы.
Когда все заканчивается, вы проводите оценку результатов с учетом гендерного разнообразия, т.е. оцениваете все то, что произошло не в общем, а по группам. Гендерквир смогли провести революцию в твиттере, а транс*люди смогли создать сеть независимых медиа – так и запишем.

На что опирается гендерная политика?

Если вы – крутая супер-шпионская kontora, которой никто не указ, или вы – организация ЩИТ, которая сама всем указ, вопрос о том, на что сослаться при составлении вашей гендерной политики вообще не стоит. Другое дело, когда вы не такой значимый игрок и вы зависите от партнерских и спонсорских организаций, которые требуют доказательств, что гендерное равенство – это важно.

Международные стандарты, на которые можно сослаться при случае (при том случае, если вам захочется кинуть в кого-нибудь кипой документов), - это:
1. Конвенция ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин
2. Директивы и законы Евросоюза о гендерном равенстве
3. Стратегия Евросоюза о равенстве мужчин и женщин и доклады о состоянии гендерного равенства
4. Цели миллениума ООН
5. Гендерная политика Агенства США по международному развитию

Кроме этого, несмотря на их невыполнение, существуют национальные политики о гендерном равенстве: Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в РБ на 2011-2015 гг., О Концепции гендерной политики в Республике Казахстан, О равный правах и возможностях женщин и мужчин в Украине и даже Гендерная стратегия РФ.

После того, как вы дописываетесь текст своей гендерной политики, ее утверждает директорат и правление - ВОТ ВЫ И ТАКАЯ КЛАССНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, с гендерной политикой, которой можете руководствоваться во всех своих начинаниях.
Оч класс, рекомендую!


URL записи

@темы: другие люди, внезапно буквы, а ты подумай